Новый форум о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102 - Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

Официальный сайт автоклуба ВАЗ 2101 в Санкт-Петербурге [Архив]

Официальный сайт автоклуба ВАЗ 2101 в Санкт-Петербурге [Архив] > АВТОЗВУК > Забавная статья
Xavie
Нашел забавную статью:

Индивидуальное стерео

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Проблему качества звучания автомобильной аудиосистемы можно разделить на две части: тональный баланс и звуковая сцена. Решение этих задач в отдельности особой проблемы не представляет, но поиск совместного решения, как правило, идет по пути компромиссов.

Наиболее простой выход из создавшейся ситуации - головные телефоны. Однако назвать это решение новым язык не поворачивается: в автомобиле наушники использовали еще в 20-е годы с первыми автомобильными радиоприемниками, чтобы слушатель не отвлекал водителя. Но дискриминация водителей быстро закончилась, а в машинах стали применять довольно развитые по тем временам акустические системы.

Через полвека наушники вернулись в совершенно противоположной роли - для водителя. Когда неизвестный автомеломан в начале 70-х воспользовался стереонаушниками в автомобиле, пример оказался настолько заразительным, что бум моментально охватил всю Европу. Однако резко возросшее количество тяжелых аварий заставило дорожную полицию большинства стран не только запретить водителям применение наушников, но и ввести дополнительные ограничения по управлению аудиосистемой во время движения. И это правильно: терять слуховой контроль за дорожной обстановкой нельзя.

Однако вовсе не обязательно использовать классические наушники, полностью изолирующие слушателя от внешних звуков. Более того, если звукоизлучатели отнести на некоторое расстояние от ушей слушателя, исчезнет основной недостаток головных телефонов - локализация кажущихся источников звука (КИЗ) внутри головы слушателя. Помимо этого звуковая сцена больше не следует за поворотом головы слушателя, а остается на месте. Да и комфортность повысится. Такое решение (для "домашнего употребления") было предложено С.Панихидиным без малого 20 лет назад. Приводить детальное описание конструкции нет смысла - важна идея.

Для получения широкого диапазона воспроизводимых частот автор использовал самодельные коаксиальные головки на базе широкополосной 3ГД38Е и пищалки 3ГД2, поэтому габариты устройства получились внушительными: диаметр около 20 см, глубина порядка 10 см. Естественно, в автомобиле такие "кастрюли" будут сильно затруднять боковой обзор. Однако, если поручить такой индивидуальной акустической системе воспроизведение только средних и высоких частот в полосе выше 300-400 Гц, можно использовать малогабаритные динамические головки диаметром не более 8 см, а это уже вполне приемлемо.

Более того, при таком подходе исчезает последний недостаток головных телефонов. Дело в том, что звуки с частотой ниже примерно 150 Гц человек воспринимает не только ушами, но и поверхностью тела. При пользовании "изолирующими" стереотелефонами телесное восприятие отсутствует, что воспринимается как недостаток низких частот. Попытка компенсировать это явление регуляторами тембра и увеличением громкости чревата серьезными последствиями для органов слуха.

В нашем случае воспроизведение низкочастотного участка диапазона обеспечивают отдельные громкоговорители, поэтому проблема решается автоматически. Поскольку низкочастотные громкоговорители при таком подходе практически не участвуют в формировании звуковой сцены, их задача состоит в том, чтобы обеспечить "заполнение" салона низкими частотами. Эта часть акустической системы выполняется традиционно.

Поскольку характер звучания зависит от расположения излучателей относительно слушателя, в конструкции держателей нужно предусмотреть возможность регулировки положения динамических головок по высоте, ширине, удалению и углу наклона.

Проведенные эксперименты показали, что наилучшее звучание обеспечивается при расположении излучателей на несколько сантиметров впереди и ниже ушных раковин. Кроме того, при таком расположении они не затрудняют боковой обзор. Звуковая сцена получается широкой и симметричной. Высота сцены вполне достаточная, середина несколько приподнята по отношению к краям.

Предложенное построение распределенной акустической системы имеет несомненные достоинства. Установленные у подголовников излучатели формируют идеально симметричную звуковую сцену для каждого слушателя. Необходимая при этом мощность усилителя невелика - не более одного ватта, и можно с успехом использовать встроенные усилители головного аппарата.

Поскольку субъективно воспринимаемая громкость звучания в основном зависит от уровня средних частот, вполне можно организовать индивидуальную регулировку громкости на каждом месте прослушивания. Правда, схема коммутации в этом варианте несколько усложняется.
RR
В итоге получаем существенное увеличение "мёртвой" зоны... Уж лучше нормальную систему собрать из ГУ, компонентников в подиумах, усилителя и саба, а не заниматься подобной ерундой.
Да и вообще раз уж на то пошло, проще наушниками пользоваться :)
Xavie
"Кроме того, при таком расположении они не затрудняют боковой обзор"

"терять слуховой контроль за дорожной обстановкой нельзя"
RR
Цитата
"Кроме того, при таком расположении они не затрудняют боковой обзор"
Ну конечно, с диаметром то 20 см! Может стоит хоть чуть-чуть подумать и напрячь воображение?
Цитата
"терять слуховой контроль за дорожной обстановкой нельзя"

Очень интересно как это возможно если имеется один источник сигнала (X1) на расстоянии 5-10 см от уха, а до остальных источников существенно больше (2 и более расстояния Х1)...